Угощайтесь: съедобные камни!
- Подробности
-
Категория: Литотерапия
-
Обновлено 03.07.2024 14:46
-
Просмотров: 1116
Блюдо номер один: соль и глина
Впрочем, без одного из таких минералов мы с вами ни за что не сядем за стоп. Этот камень - хлористый натрий, то есть каменная соль, а на языке специалистов - галит. За год каждый человек съедает порядка восьми килограммов соли! О том, насколько люди ценили этот съедобный камень еще с древности, говорит такой факт: римляне солью расплачивались со своими наемниками. Поэтому французские слова soldat ("солдат") и solaire ("жалованье") происходят от латинского sel ("соль").
На втором месте по "съедобности" стоит, как ни странно... глина! В голодные 20-е годы прошлого столетия на Урале дети лакомились кусочками глины, которую называли глей. Об этом до сих пор помнят, например, старожилы уральского города Покровска.
В Средней Азии тоже не брезговали съедобной глиной, которую добывали в окрестностях Хорезма.
Вот это лакомство!
Не думайте, что люди употребляют в пищу такую экзотику только от крайнего голода. В Иране до сих пор, даже в урожайные годы, на базарах среди разнообразной снеди продают съедобную глину из Гивеха и Магеллата. На Дальнем Востоке встречаются залежи белой глины, которую эвенки называют "земляной сметаной". Они с аппетитом едят ее, запивая оленьим молоком. По цвету "земляная сметана" ничем не отличается от обычной, а консистенцией скорее напоминает студень.
Да что там Восток! Не так уж давно канули в прошлое времена, когда в Италии было широко распространено блюдо под названием алика, состоящее из смеси пшеницы и нежного мергеля (вид глины) из окрестностей Неаполя. Считалось, что мергель придает еде особую мягкость и привлекательный белый цвет.
А вот в некоторых районах Африки, Океании и Австралии особые сорта белой, голубой и зеленоватой глины подаются во время праздников в качестве лакомства. Его предлагают особо уважаемым гостям. Такой глине приписываются бодрящие и лечебные свойства.
В той же Африке есть племена, которые считают деликатесом жирную битуминозную глину, которую добывают со дна озер. Кстати, похожая глина обнаружена и в некоторых озерах на Урале. Ее необычная темная окраска объясняется тем, что в минерале содержатся продукты распада микроорганизмов, населявших озера в незапамятные времена. Такое вот "озерное мумие"...
Подарок горных духов
В Японии на склонах высоких гор люди издревле находили съедобную массу, которую называли хлебом тэнгу. Тэнгу - мифическое существо, небесная лисица или собака. Согласно легендам, у тэнгу тело человека, длинный красный клюв, птичьи крылья. Эти создания могут становиться невидимыми и летать. Кроме того, тэнгу владеют воинскими искусствами и защищают монахов во время паломничества.
Так вот, японцы до сих пор верят, что именно тэнгу оставляют для усталых путников "хлеб" в горах. На самом же деле это скопления съедобных микроорганизмов, толстым слоем покрывающих камни.
Остерегайтесь подделок!
Но порой минералы попадали на стол вопреки желанию едоков. К примеру, барит (сульфат бария). Он легко размалывается в муку, дешев и тяжел, поэтому недобросовестные торговцы часто подмешивали его к сыпучим товарам. Особенно охотно добавляли барит в пшеничную муку. Одно время в Европе это стали делать настолько часто, что для борьбы с фальсификацией даже запретили добычу барита.
А вот интересный случай из жизни фальшивомонетчиков. Оказывается, задолго до появления фальшивых денег в Европе оригинальный способ легкого обогащения изобрели в Новом Свете. В государстве ацтеков денежным эквивалентом служили плоды какао. Из них готовили "напиток императоров" - шоколад. С покоренных городов-государств ацтеки брали дань какао-бобами. Так вот, индейские "фальшивомонетчики" ухитрялись проделывать в бобах крошечные отверстия и через соломинку откачивать драгоценное содержимое. А чтобы семя не стало подозрительно легким, его оболочка, тоже с помощью соломинки, заполнялась жидкой глиной. Целые мешки таких фальшивых какао-бобов отправлялись в столицу ацтеков, о чем свидетельствуют записки испанских хронистов.
Р. Козунова "Интересная газета.
Загадки цивилизации" №16 2011 г.