Японский Сад камней - боги живут в камнях
- Подробности
-
Категория: Разное
-
Обновлено 03.07.2024 20:38
-
Просмотров: 865
Камни учили меня молчанию.
Камни учили меня терпению.
Камни учили меня спокойствию.
Камни учили меня созерцанию.
Камни учили меня бесконечности мироздания.
/настоятель дзенского монастыря/
Отправной точкой формирования сада камней является положение дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствует обострению эстетического восприятия, выработке метафорического способа мышления. Сады должны располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Основным композиционным принципом, принципом неопределённости сада камней (сада дзен), является создание гармоничного равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой.
К камню в японской культуре сложилось особое отношение. Японцы не равнодушны к камням. Для своих парков японцы привозят камни даже из других стран. Можно сказать, что в Японии существует культ камня: найдя интересный камень, его бережно несут или везут домой и укладывают у своего дома или террасы. Японцы считают, что божества любят жить в камнях, поэтому жилище богов должно быть совершенным, идеальным и гармоничным. Таким, чтобы боги были счастливы. Ну а когда бог сада счастлив, то и в доме простого человека достаток и гармония.
Японцы, в отличие от европейцев, считают, что высшим творением природы является не человек, а камень, и следовательно, через камень можно передать всю информацию о мире. В основе своей любой японский сад - это сад камней, так как камень был и остаётся основным элементом при его создании, а с развитием и распространением учения дзен его роль в создании облика сада усилилась ещё больше. Призывая понять истину через созерцание, медитацию, заставляя работать воображение, дзенские сады приобретают всё более упрощённый вид, доведённый до абсолютного символизма, где камень может оставаться единственным средством передачи красоты и величия природы.
Согласно дзэн, внешнее малосущественно, главное находится внутри. Таким образом, главная цель архитектуры садов и парков Японии - вызывать у человека ощущение красоты в на первый взгляд обычном, простом, каждодневном. Аскетизм дзэн основывается на уважении к природе. Причём это не подавление личности, а отсутствие эгоизма в отношении с миром природы. Аскетизм дзэн — это простота, умеренность, мужественность, его путь — интуитивное постижение родства с миром природы во всех его проявлениях. Внутренняя суть природы подобна сути человека и понять её логически невозможно. Интуитивное постижение истины возможно только при просветлении. Образ-символ помогает поэтическому способу мышления дзэн интуитивно постичь истину. Такой способ мышления определил структуру японских садов, которые в этот период стали лаконичным и концентрированным выражением мироздания. Эстетическая ценность растений, камней, песка и воды а является второстепенной по сравнению с тем, что они символизируют.
Японская традиция создания "эзотерических" садов, ставших впоследствии идеальными источниками медитативной релаксации, начинается с Х-XII века нашей эры.
Сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, усиливает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы как умение видеть прелесть обычного и изящество простоты. Камни воспринимаются как скульптура, и только их пластическая выразительность, пропорции, соотношение объёмов, размещение в пространстве формируют эстетические качества сада. Всё, что окружает их - галька, растения, садовые скульптуры - выполняет роль фона, который только подчёркивает красоту и уникальность камней. Фон, в отличие от основного содержания, можно варьировать: вместо гальки насыпать песок, а скульптурный объём создать с помощью кустарников, особо подобранных по форме и цвету листвы.
В саду камней Рю-Эндзи странное одиночество я испытал.
В храмовой лавке сувениров на память о чуде я не купил.
Во всём себе отказал.
Отсюда я с собой ничего не возьму.
Знать надо меру во всём.
Е. Зяблов
Одним из самых популярных является сад камней монастыря Реандзи (Рюондзю) в Киото, созданный в конце XV - начале XVI века неизвестным мастером - один из самых знаменитых и загадочных архитектурных комплексов этого рода ежегодно посещаемый сотнями тысяч туристов.
На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположены группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчёсана» специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. Полностью наблюдать все камни можно, только воспарив в воздухе над садом и посмотрев на него сверху. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления».
Зритель сам в зависимости от внутреннего состояния, направленности воображения может создать любой образ, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии.
Притом, что общие принципы построения японского сада давно и хорошо изучены специалистами, механизм их непревзойдённого психотерапевтического воздействия до сих пор оставался загадкой.
Действительно, композиция всегда составляется из нечётного количества камней: "три-два-два" или "два-три-два". Группы камней всегда образуют как минимум один треугольник (по аналогии с триадой божеств в буддистском храме). Если треугольников больше, то они всегда имеют общую вершину. Как правило, эта вершина является жемчужиной композиции.
Вроде всё понятно. Но медитации здесь причём?
Рисунок этот не виден глазу, но прекрасно воздействует на подсознание, вызывая ощущение единения с природой. Но лишь при условии, что наблюдатель смотрит на сад с нужной точки.
Именно этот скрытый от неподготовленного глаза рисунок является главной причиной необычного целительного эффекта, оказываемого творением неизвестного мастера на психику современного человека.
Завораживающие своей неподвижной красотой сады камней и мхов стали для нас не только одной из визитных карточек Японии, но и превратились в некое модное увлечение для европейского человека. Русская душа, исторически впитавшая любовь к природному величию, чувствует нечто родное в этой каменной гавани спокойствия. Тем более в наш стремительный век людям так не хватает простой мудрости и ощущения стабильности внутри себя.
В саду, где раскрылись ирисы,
Беседовать с старым другом своим,
Какая награда путнику!...
Мацуо Басё